Главная » Статьи » Рекрутинг |
Сколько стоит самостоятельный подбор персонала? Руководители многих компаний задаются вопросом: стоит ли организовывать собственную службу рекрутинга — или выгоднее пользоваться услугами рекрутинговых компаний? Для правильного ответа нужно провести анализ всего процесса подбора с калькулятором в руках. Работа по подбору персонала равнозначна работе скульптора. Сначала выполняется точный макет (портрет кандидата), потом — ваяние (поиск и подбор), затем сдача творения заказчику (утверждение и введение в должность) и, наконец, монтаж скульптуры в подготовленном для нее месте (оформление и сопровождение испытательного срока). Судить о гениальности «творения» можно лишь через шесть-девять месяцев работы нового сотрудника. Именно столько времени необходимо новичку для полной адаптации в компании и выхода на оптимальный для него режим работы, а работодателю — для формирования своего мнения о профессиональной пригодности и перспективности нового сотрудника. Значит, ошибка при принятии кадрового решения обнаружится не ранее чем через полгода. И это делает ее цену очень высокой. На кого же возложить ответственность за правильное решение кадровых вопросов? Проведем сравнительный анализ двух вариантов: 1) создание собственной службы рекрутинга (наем одного опытного рекрутера, отлично зарекомендовавшего себя в профессии); 2) сотрудничество с рекрутинговыми агентствами. Для этого потребуется сначала рассчитать точку безубыточности найма для компании:
Затраты на содержание рекрутера следует разделить на сумму среднестатистического гонорара рекрутинговому агентству. Таким образом, мы получим количество вакансий, которые за один год рекрутер должен закрыть, чтобы окупить свою работу в компании. В нашем примере это:
Таким образом, рекрутер (в зависимости от затрачиваемой на его содержание суммы) в год должен закрывать от 7 до 11-ти вакансий, чтобы окупить затраты на свою зарплату и другое содержание. Далее примем, что компания состоит из 100 человек и текучесть кадров составляет 10–20% в год. Тогда присутствие собственного рекрутера в штате окупается: ему можно вменить в обязанности и другие функции, если нагрузка по найму эпизодическая; к примеру, кадровое делопроизводство и пр. В небольших компаниях такое совмещение обязанностей достаточно распространено. Также выгодно иметь собственного рекрутера, если компания состоит из 30-ти человек, но процент текучести кадров высок — 50%. Зная, как проводится расчет точки безубыточности включения рекрутера в штат, теперь легко сделать подсчеты для конкретной компании. Конечно, если руководитель ставит перед собой цель открытия бизнеса с нуля, набора немногочисленной команды и удержания людей различными мотивирующими программами, в таком случае целесообразнее заключить договор с рекрутинговой компанией или с рекрутером на определенный срок (предположим, на полгода или год). Для примера бюджетирования затрат на подбор персонала возьмем крупную отечественную корпорацию с количеством сотрудников 3 тыс. человек. В такой компании в службе рекрутинга работает три человека (начальник отдела и два специалиста-рекрутера). Количество закрываемых вакансий в год — около 300. В приложении приведен ориентировочный годовой бюджет содержания службы рекрутинга. (Для справки: по нормам «капитальные затраты» рассчитываются и начисляются на пять последующих лет после срока приобретения, отсюда и общая сумма затрат — 202 тыс. грн.)
Исходя из представленного бюджета:
Поговорим об этих затратах рабочего времени подробнее. Процедура закрытия вакансии реализуется как стандартный набор функций. Структурировать затраты времени на подбор кандидата на каждую конкретную должность достаточно сложно — работа рекрутера характеризуется значительной долей неопределенности: вполне возможно закрыть вакансию и на второй день поисков, и на двадцатый. Конечно, качество подбора зависит от профессионализма рекрутера, технической оснащенности процесса, финансовых возможностей компании, количества вакансий, состояния рынка труда, загруженности рекрутера, времени года и пр., но также — думаю, со мной согласятся все опытные рекрутеры — и от везения. Вот почему точно рассчитать временные рамки закрытия вакансии очень сложно. Тем более — проанализировать тот или иной шаг рекрутера. Здесь для расчетов можно использовать статистику за определенный промежуток времени (для вычисления среднего). Попробуем описать затраты времени пошагово, как это показано в таблице 1: Табл. 1. Затраты времени внутреннего рекрутера
Подготовка рекрутера с нуля. При нынешней системе обучения на практике не имеет значения, какое образование исходно получил начинающий рекрутер или эйчар. Наиболее распространенные варианты: высшее образование в области управления персоналом, менеджмента, экономики, финансов (или других экономических направлений), психологии, педагогики. Решающим фактором успешной профессионализации становится обучение молодого специалиста наставником на рабочем месте. Уже через несколько дней обучения новичок в состоянии выполнять простые функции (размещение вакансий, помощь в ведении документации). Через одну-две недели ему можно поручить приглашать кандидатов на собеседование; он также может помогать кандидату в заполнении необходимых документов, сопровождать автоматизированный процесс тестирования. Через месяц новичок способен проводить собеседования с кандидатами на должности исполнителей. Через полгода может вести эффективный поиск резюме в интернете и профессионально составлять текст объявления об открытой вакансии. Через год работы человек обычно осваивает весь цикл подбора сотрудников, но закрытие позиций топ-менеджеров стоит доверять более опытным специалистам. Ориентировочный расчет затрат времени при обращении к рекрутинговым агентствам. Затраты времени зависят как от уровня профессионализма самого агентства, так и от уровня сложности задачи, поставленной компанией-заказчиком. Рекрутинговое агентство фактически пошагово проделывает работу, описанную в таблице 1. При утверждении кандидата на должность в компании некоторые из этих функций могут дублироваться. Срок выполнения заявки зависит от множества факторов:
Затраты времени компании-заказчика на рекрутинг при обращении к рекрутинговому агентству приведены в таблице 2. Табл. 2. Затраты времени заказчика на рекрутинг при обращении к рекрутинговому агентству
На основании приведенных данных руководитель компании и менеджер по
персоналу смогут провести расчет затрат времени на рекрутинг для
собственной организации (как при самостоятельном поиске, так и с
привлечением рекрутинговых агентств). Источник: http://www.hrliga.com/index.php?module=profession&op=view&id=1069 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 7093
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |